Заботливая Croma
Это самый большой, самый дорогой и самый необычный легковой автомобиль в модельной линейке FIAT.
«Раскусить» его и оценить по достоинству наскоком, за пару дней,
нельзя. На нем надо как следует поколесить по дорогам — сухим и
слякотным, ровным и с выбоинами; налегке и с тяжелым багажом — чтобы до
конца понять, на что он способен. Мы в редакции эксплуатировали его
несколько месяцев, и сошлись во мнении, что главное предназначение Croma —
служить семье. И главная особенность заключается, пожалуй, в том же:
универсал всегда едет «правильно», вне зависимости от темперамента и
настроения водителя или от погоды. А таких машин, могу заверить, на
свете не слишком много.
Располагающая внешность
Мэтр Джуджаро знает свое дело: в прошлом году он совершил
очередное маленькое чудо, превратив, в общем-то, невзрачную модель в
настоящую милашку. Она такая же крупная, но в ней появился стиль, и
даже некоторая истинно итальянская чувственность. Croma, известная с
2005 года, и Croma, появившаяся в 2008-м — это две разные машины. Хотя
речь идет всего лишь о рестайлинге. Несколько мастерских штрихов, и
перед вами уже не «рабочая лошадка», а чуть не «артистка цирка»: на нее
приятно смотреть, она обещает хорошую поездку.
Наиболее важные и существенные изменения, в корне изменившие
восприятие модели обусловлены новым дизайном передка. Прозрачные фары
(они могут быть ксеноновыми) с желтыми полосками указателей поворотов
делают его изящным. А бампер сложной формы — с двумя трапециями
радиаторной решетки и воздухозаборника, необычными «платформами»
противотуманок — весьма современным. Покатая линия крыши, задние фонари
— словно «крепежные скобки» кормы и боковин — все достаточно элегантно,
и все говорит о динамике и функциональности автомобиля.
Croma, кстати, изначально создавалась в качестве универсала, и
других кузовов модель не имеет. Отсюда — органичность облика и,
разумеется, практичность. Достаточно сказать, что двухсекционный
багажный отсек, снабженный шторкой и сеткой, имеет объем 500 литров.
Ну, а если сложить задние сиденья — то все 1610 литров над полом,
который оказывается слегка приподнятым к передней части.
Смесь итальянского со шведским
Вот чего в салоне с избытком, так это света. Особенно в версии
с панорамной крышей — открыл шторку, снабженную электроприводом, хоть
до задних сидений, и едешь, как в аквариуме. И голову в солнечный день
не слишком напечет, поскольку крыша пусть и прозрачная, но
тонированная. А свет, между прочим, дарит ощущение дополнительного
простора внутри. Но Croma и без того автомобиль не тесный: на передних
сиденьях, разделенных тоннелем с небольшим подлокотником, который
скрывает столь же компактный отсек, двое даже крупных людей будут
чувствовать себя свободно. Как и сзади, где в их распоряжении также
окажется подлокотник. Во втором ряду можно усесться и втроем, но уже
без должного комфорта.
Сами передние сиденья в Croma удобные, не жесткие, с некоторым
намеком на боковую поддержку. Регулировки, правда, механические, зато
можно поднять и опустить сиденье и выбрать степень поясничного подпора.
Обшитая кожей трехспицевая баранка перемещается по высоте и по вылету.
Хотя лично мне продольного диапазона регулировки как раз и не хватило —
все хотелось выдвинуть руль еще немножко на себя. Впрочем, в этом
отношении — признаюсь — мне трудно угодить. В моем старом добром Saab
9000, с которым я расстался уж и не помню — сколько лет назад, было
удобней. Почему я о нем вспомнил? Потому что платформа у Croma и Saab
9000/9-5 — одна. И замок зажигания — справа внизу, под рукоятью
автоматической коробки передач. А вот «самолетный» дизайн передней
панели и центральной консоли из Croma выветрился: здесь все проще,
функциональнее. Но в целом — неплохо, я бы охарактеризовал убранство
интерьера так: элегантная простота. От кнопок и клавиш не рябит в
глазах, предназначение каждой ясно с первого взгляда. Плюс к тому салон
разнообразят отделка кожей, деревом и металлом.
Хотя одну кнопку — подогрева сиденья — найти не просто: она
расположена непосредственно под подушкой сиденья, слева внизу. Как-то
холодным зимним утром я запустил двигатель, нажал на нее, и опять же
вспомнил свой бывший Saab 9000. Потому что теплее снизу не становилось.
В общем, поначалу система подогрева водительского сиденья (именно
водительского, с пассажирским все было в порядке) срабатывала «через
раз», а затем вовсе перестала функционировать. Ровно то же самое было в
Saab, и я прекрасно помню, сколько раз заставлял сервисменов возиться с
подогревом. Из чего сделал вывод: вместе с платформой Croma
унаследовала от шведского автомобиля электропроводку, со всеми ее
«глюками». Вот ведь забавно — машины разные, абсолютно непохожие, между
ними — годы, а «детские болезни» — те же. Впрочем, все это проявляется
не сразу, «лечится», и общего положительного впечатления не портит.
Croma очень хорошо укомплектована: двухзонная климатическая
установка, круиз-контроль, датчики дождя и освещенности, аудиосистема с
проигрывателем компакт-дисков, легкосплавные 17-дюймовые диски. В
тестовой версии вдобавок — панорамный люк, кожаные сиденья, ксенон.
Что значит «правильно»
Теперь разберемся с тем, что я имел в виду, когда сказал —
Croma едет всегда «правильно». И, прежде всего, заметим, что эта модель
получила высшую оценку — 5 звезд — в рейтинге EuroNCAP, и еще 4 звезды
в том же рейтинге за защиту детей. Понятно, что безопасность
обеспечивается, в первую очередь, особенностями конструкции, а также
девятью подушками, активными подголовниками, ремнями и креплениями
детских сидений Isofix. Я бы к этому добавил: этот автомобиль и в целом
устроен таким образом, что почти исключает излишне опасные ситуации.
Дело не в том, что он не может быстро ехать — еще как может.
Отлично известный и годами апробированный на многих моделях (допустим,
на Opel Vectra) 2,2-литровый 147-сильный двигатель гарантирует
заявленное ускорение и максимальную скорость в 205 км/ч. Это было
проверено, и спидометр ошибался в большую сторону. Разгонная динамика в
10,7 секунды «до сотни» не слишком впечатляет, зато мотор демонстрирует
тягу в широком диапазоне оборотов и набирает ход ровно, без «провалов».
Его возможностей достаточно, чтобы, скажем, ускориться на трассе и
уверенно обогнать фуру. Но для «игры в шашечки», метаний между рядами и
машинами с резвостью умалишенного он определенно не подходит. Оно и к
лучшему: машина делалась для семьи, а не для Нюрбургринга.
Разудалую езду тем более трудно себе представить с
5-ступенчатым «автоматом»: АКП гарантирует комфорт и неощутимые
переключения, а не молниеносность реакций на подачу и сброс газа.
Коробка наделена возможностью ручного перехода со ступени на ступень,
но манипулировать рукоятью имеет смысл лишь в некоторых ситуациях,
например, на скользкой дороге — чтобы сбросить скорость, «притормозив
двигателем». Должен попутно заметить, что тормоза у Croma отменные и,
разумеется, они оборудованы системами АБС и распределения тормозного
усилия.
Главное же, с моей точки зрения, достоинство универсала — это
изумительная для переднеприводного автомобиля плавность хода. Причем с
любой нагрузкой. Многорычажные подвески — и спереди, и сзади — при этом
нивелируют неровности дороги, вы практически не чувствуете тряски даже
на кремлевской брусчатке. Разумеется, такие настройки имеют обратную
сторону: Croma заметно кренится в крутых поворотах. Что также не
располагает к агрессивной езде. Но эти крены вполне простительны,
поскольку при нормальном движении на высоких скоростях подвески
обеспечивают уверенный ход, нисколько не затушевывают «связи с
дорогой». За рулем вы всегда точно знаете — куда направлены передние
колеса, вам не требуется «подруливать». И, главное, автомобиль
абсолютно предсказуем в реакциях на команды водителя. Перебрали со
скоростью в повороте — Croma будет стремиться наружу виража всем
корпусом, а при «перекручивании» баранки станет заносить корму. Но это
легко исправляется коротким — и, опять же, плавным движением руля. К
тому же есть система стабилизации. Само рулевое управление с
электрогидравлическим усилителем также внятное, не позволяющее при
минимальных навыках ошибиться с углом поворота.
В общем, этот универсал создан для приятных и безопасных
семейных путешествий. Насколько выгоден он в эксплуатации, я, пожалуй,
расскажу в следующем материале под нашей традиционной рубрикой
«АИ-market». Пока же лишь упомяну, что Croma 2008 года выпуска на
момент выхода этого номера в свет можно было приобрести за 940 000
рублей.
Автор: Олег Осипов
Fiat Croma